Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 30.12.2024, 21:01

Официальный сайт школы №21 г.Волгодонска

С 1 апреля открывается запись в 1-й класс на 2024-2025 уч.г.  Подробнее


Версия сайта для слабовидящих
Меню сайта
Разное
Телефон доверия
Дневник
Пушкинская карта
#ЖивуНаДону
ДонМолодой
Витрина закупок
Помощь
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы вежливостью работников ОУ при использовании дистанционных форм взаимодействия?
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог файлов


Выступление на городском МО учителей музыки Т.К. Губановой
05.05.2023, 13:48

Различные виды деятельности и современные технологии

при изучении предмета «Музыка»

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:

• формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;

• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;

• развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.)

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Возникает необходимость создания метапрограмм – программ совместной учебной деятельности учащихся, реализующихся в процессе решения ситуационных заданий и направленных на разрешение конкретно личностно значимых проблем учеников. В основе метапрограмности лежит мыслительный тип интеграции учебного материала. Говоря о каком-либо предмете, явлении, понятии ученик не запоминает какие- либо определения, а осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

В более узком значении Универсальные учебные действия: можно определить, как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

В Регулятивных действиях учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия в музыке это - приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Моделирование, как универсальное учебное действие (знаково-символические действия). Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические).

Соответственно важно, чтобы учащиеся умели строить, использовать, декодировать (считывать информацию) схемы, модели.

С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.

Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на интонационный анализ.

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством.

Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины, породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах.

Ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

Музыкальная интонация – способ самовыражения человека, способ передачи информации эстетического, этического и нравственно-морального содержания, способ общения между людьми. Интонация – это зерно смысла, заложенного композитором. В интонации заложена оценка человеком окружающего мира и самого себя и способ передачи этой оценки другим людям. На основе этой мысли возникает музыкальный образ. Особая ценность музыкального образа, в том, что он возникает в воображении, поэтому у каждого человека получает свое особое воплощение.

Итак, изучение музыки дает возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием, русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой). Возникает так же возможность выстраивания системы межпредметных и предметных связей, интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.

Если использовать форму моделирования и выразить “Стандарты нового поколения” в знаково-символической форме, то можно их представить в следующей схеме, где цель воспитания творческой личности проходят определенные стадии учебного процесса (от присвоения знаний к творческому мышлению), а базируется процесс обучения на основных видах универсальных учебных действий:

Структура УУД (номенклатура универсальных учебных действий)

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1. умение строить

высказывание

2. формулировка

проблемы

3.рефлексия

деятельности

4.структурирование

знания

5.смысловое чтение

6. моделирование

1. целеполагание

2. планирование

3.прогнозирование

4. контроль

5. коррекция

6. оценка

1.постановка вопросов

2. разрешение

конфликтов

3. умение выражать

свои мысли

4. управление

поведением партнера

5. планирование

учебного

1. самоопределение

2.смыслообразование

3. нравственно-

эстетическое

оценивание

 

Овладение учащимися личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности, учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Виды деятельности на уроке музыки

Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторов и т.д., а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками. Музыкально- ритмической деятельности школьники осваивают различные движения и способы их исполнения. Обучаясь на игре на элементарных музыкальных инструментах, дети также получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

В процессе слушания и анализа музыки у детей формируется репродуктивный компонент музыкального мышления и узнающая музыкальная память.

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира учащихся; становлению их мировоззрения, формированию будущей личности.

Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Певческий голос может быть воспитан практически у всех, а правильное певческое развитие способствует развитию здорового голосового аппарата.

Музыкально-ритмические движения. Учащимся младших школьников свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности. Музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий.

Игра на детских музыкальных инструментах. Ее назначение на уроке – способствовать проявлению и развитию музыкальных способностей ребенка, обогащать художественный опыт младших школьников, развивать его интерес к исполнительской деятельности. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Итак, музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества.

 

Категория: Для учителей | Добавил: школа
Просмотров: 484 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Всё для Победы!
Сведения об ОО
ПОС
2023
Запись в 1-й класс
Горячее питание
ГИА
Правовая информаци
ГОСУСЛУГИ
Сайты
Друзья сайта
Версия сайта для слабовидящих

Copyright a-ha © 2024