Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 02:36

Официальный сайт школы №21 г.Волгодонска

С 1 апреля открывается запись в 1-й класс на 2024-2025 уч.г.  Подробнее


Версия сайта для слабовидящих
Меню сайта
Разное
Телефон доверия
Дневник
Пушкинская карта
#ЖивуНаДону
ДонМолодой
Витрина закупок
Помощь
Наш опрос
Как Вам новый дизайн школьного сайта?
Всего ответов: 133
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Выступление на городском МО учителей начальных классов О.С. Гринкевич
05.05.2023, 13:58

Тема выступления: Формирование коммуникативных УУД на уроках

в начальной школе.

Начать его хотелось бы словами швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами, моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и

 развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения детей, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом далёк от желаемого.

 В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят:

-потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению;

- умение слушать собеседника.

 К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте, относятся:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Разрешение конфликтов - выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнёра – контроль, коррекция. Оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? Во – первых, она влияет на учебную успешность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, но и благополучия его будущей жизни.

 Основные формы учебной коммуникации.

Основные формы учебной коммуникации свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры школьника, огромны.

 Такие формы работы полезны всем, кто хочет быть активным и иметь собственное мнение, стремиться к самовыражению на словах и на деле.

 Способствовать этому может поэтапная работа развития школьной коммуникации, т.к. коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, а формируется.

В своей работе я применяю элементы здоровьесберегающих технологий, игровые технологии, метод проектов, технологию развития критического мышления, технологию сотрудничества. Сегодня я хочу рассказать о своём опыте применения технологии сотрудничества. Я работаю по программе: «Школа России». Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе, творческие задания, поиск информации.

 В своей практической деятельности по формированию коммуникативной компетенции я часто использую такие формы обучения во взаимодействии, как работа в паре, работа в группе.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать себя и становятся более внимательными.

Выделяют 3 вида пар (по системе А.С. Границкой):

- статическая (пара постоянного состава);

- динамическая (пара сменного состава);

- вариационная пара.

 В парах любого типа половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями.

 Статическая (пара постоянного состава) – работа ведётся в режиме «взаимообучение», «взаимоконтроль». Формируется она по желанию учащихся, где ученики постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, контролировать.

Правила работы в паре: повернуться друг к другу, говорить шепотом, слушать и проверять партнёра, быть доброжелательными.

 Динамическая пара. Это пара сменного состава. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними столами. При работе в такой паре общее задание разделяется между членами микрогруппы. В начале опрашивают друг друга те, кто сидит за одной партой, затем учащиеся в четвёрке поворачиваются и опрашивают друг друга, а в конце опрашивают друг друга по диагонали.

 Следующий вид пар – это вариационная пара.

 Вариационная пара. Это тоже пара сменного состава. Каждый обучающийся работает то с одним, то с другим соседом. Но в отличие от динамической пары, где распределяется по частям целое для всех общее задание, в вариационной паре отрабатываются разнообразные материалы. Происходит обмен информацией, варианты которой будут проработаны каждым членом микрогруппы.

Виды работ в паре. Работу в парах можно использовать на уроках чтения дети читают друг другу вслух, проверяют заученное наизусть стихотворение, отвечают на вопросы, пересказывают прочитанное. На уроках математики (проверка таблицы сложения, умножения, решение задач и примеров), на уроках русского языка (опрос правил, морфологические разборы, словарная работа). На уроках окружающего мира – ведут совместные наблюдения, задают друг другу вопросы по рисункам и таблицам. Несколько пар можно выслушать у доски, оценить.

 Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Создаются условия для естественного общения.

В своей работе выделяю следующие этапы групповой работы:

1. Учащиеся работают в группах, состоящих из детей разного уровня обученности. Состав групп периодически необходимо менять. Формировать группы можно по желанию, случайным образом, по определённому признаку, по выбору педагога.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3. Спикера группы, который должен отчитаться за задание может выбирать учитель или члены команды.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.

Технологический процесс групповой работы:

1. Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала.

2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы, распределение обязанностей, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов, обсуждение общего задания, подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели.

 Виды групповых заданий. Для решения проблемы ребята выбирают способ выполнения задания. Это может быть «мозговой штурм».

«Мозговой штурм» – каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».

При проведении «мозгового штурма» возможны следующие варианты организации работы:

а) «Круглый стол»: члены группы (в произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит, остальные слушают;

б) «Обсуждение по кругу». Порядок работы такой же, как на «круглом столе». Отличие в том, что члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).

 «Кооперативное взаимодействие» (дети договариваются о том, что будет делать каждый участник группы для того, чтобы сократить время выполнения заданий).

Работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. До тех пор, пока не будет выполнена одна операция, не может быть начата другая. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант».

Приём «Снежный ком».

 Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Метод «Пилы» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью).

После выполнения предложенного задания группе необходимо представить результат работы. Чаще всего от группы выступает командир, но бывают и исключения, если ребята выбрали отдельного человека – выступающего. Также если ребята распределяли задания между участниками, то представлять результат выходит вся группа и по очереди высказывается по теме. В данном случае видна работа каждого участника микро-группы, какой вклад внесен им в совместную работу. На этом этапе существует ряд трудностей, с которыми я сталкивалась не раз: ребята не умеют слушать выступление других групп, поэтому необходимо было останавливать выступающих, напоминать остальным группам правила дружной работы; проблемой является стеснительность некоторых ребят, неумение сформулировать свои мысли. Здесь приходилось искать способы преодоление трудности: заранее написать текст выступления, поддержка, помощь в выступлении застенчивым ребятам (они могут выступать с места).

 Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

1. Умение детей учитывать позиции других людей.

2. Умение учащимися слушать, вступать в диалог, спрашивать.

3. Умение детей участвовать в коллективном обсуждении.

 Каждый урок, как и внеклассная и внеурочная деятельность способствуют развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Итак, овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Категория: Для учителей | Добавил: школа
Просмотров: 152 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Всё для Победы!
Сведения об ОО
ПОС
2023
Запись в 1-й класс
Горячее питание
ГИА
Правовая информаци
ГОСУСЛУГИ
Сайты
Друзья сайта
Версия сайта для слабовидящих

Copyright a-ha © 2024