Добрый день, уважаемые коллеги! Уже третий год в нашей школе внедрена и успешно работает форма наставничества «ученик- ученик». Кратко расскажу, с чего мы начинали и к чему пришли сегодня.
В 2020 году ко мне обратилась ученица 9-го класса и сказала о том, что она окончила музыкальную школу на «отлично», увлекается живописью, декоративно-прикладным творчеством, и при всем этом у нее есть свободное время, чтобы уделить его другим детям, с которыми она охотно поделилась бы своими умениями, творческими находками. И действительно, среди подростков растет спрос на коучей и бизнес-тренеров, на мотиваторов, потому что у них недостаточно еще знаний по целеполаганию и многому другому, что связано с личной эффективностью. Но мир меняется, и если ты стремишься к успешной жизни, то должен идти в ногу со временем. Не хватает знаний, ресурсов и энергии - найди наставника! Так мы говорим ученикам!
Мы с Дарьей решили сначала изучить потребность учащихся нашей школы во внедрении формы наставничества «ученик – ученик», понять, насколько она будет востребована именно в нашей школе, выдвинули гипотезу: благодаря форме наставничества «ученик-ученик» можно помочь учащимся нашей школы в решении различных проблем, возникающих в учебной деятельности, увлечь их творчеством, научить добиваться целей самостоятельно, что пригодится им в дальнейшем обучении и профориентации.
Дарья провела два анкетирования. Первое анкетирование было проведено для потенциальных наставников «Наставничество и наставник: что такое, кто такой?», в нем приняли участие школьники 8 - 9 классов в количестве 70 человек. Остановлюсь на результатах анкетирования.
На вопрос о том, кто такой наставник, и в чем заключается его функционал, 92% опрашиваемых ответили, что это «человек», «специалист», «опытный сотрудник».
По второй части данного вопроса мы разделили ответы участников на функциональные обязанности наставника:
- функцию помощи зафиксировали 58% опрашиваемых;
- личную (т.е. акцентирующая внимание на рекомендациях, советах, инструкциях личного плана; имеющая психологическую направленность) отметили 35% участников;
- эталонную функцию (в данном контексте наставник воспринимается подопечным как пример, образец для подражания в профессиональной деятельности и, что особенно примечательно, в личном плане) отмечена 7% анкетируемых.
Об отношении к наставничеству практически все участники анкетирования высказались положительно (98%).
Школьники видят преимущества в наличии данного вида деятельности в нашей школе (92%); понимают значимость данного вида деятельности для собственного развития (87%) и личности подопечного (79%); предсказывают положительные эффекты для себя и других школьников.
Примечательным является то, что многие школьники готовы стать участниками «практики отдавания» и готовы взять на себя обязательство участвовать в программе наставничества в течении минимум одного года с момента прикрепления к наставляемому (86%).
Из них готовы поделиться опытом в области выполнения реферативных, проектных, исследовательских работ (25%); повышения качества знаний (30%); обучить декоративно-прикладному творчеству (35%), в музыкальном творчестве (5%); создании видеороликов, презентаций (12%), в области спорта (11%). 95% учащихся 8-9 классов с удовольствием бы стали наставником для детей (ребенка) возраста 9-12 лет.
Итак, результаты первого анкетирования позволили выявить, что обучающиеся 8 - 9 классов знают о наставничестве, имеют некоторые представления о деятельности наставника, в том числе в системе взаимоотношений «ученик - ученик». Обучающиеся с интересом относятся к возможности осуществления данного вида деятельности и готовы поделиться наличным опытом со сверстниками.
Во втором анкетировании приняли учащиеся 5 классов в количестве 90 человек. Почему мы анкетировали именно пятиклассников? Согласно соцопросу, проведенному среди учителей нашей школы, именно пятый класс является сложным периодом, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом.
Сами же пятиклассники нам пояснили, что в школе стало сложнее, потому что:
• очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого);
• непривычное расписание (новый режим);
• новый классный руководитель;
• в средней школе мы снова - самые маленькие, а в начальной были уже большими;
• проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате);
• возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать;
• возросший объем работы, как на уроке, так и дома;
• новые, непривычные требования к оформлению работ;
• необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
На наш взгляд, помощь пятиклассникам должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха, поэтому, мы думаем, форма наставничества «ученик-ученик» наиболее полезна будет именно им.
На вопрос «Хотели ли бы вы научиться чему-нибудь новому, интересному для вас?» - 89% учащихся ответили положительно.
Трудности в обучении испытывают 38% пятиклассников.
Самыми сложными для изучения, по мнению учащихся, являются математика (34 %), русский язык (27%), география (18%), история (11%), английский язык (10%).
67% пятиклассников хотели бы, чтобы им оказал помощь в изучении какого-либо предмета более успешный ученик- старшеклассник.
На вопрос: «Если бы вам предложили посещать школьный клуб по интересам, преподавателями которого были бы старшеклассники, то какой бы вы выбрали?» учащиеся 5-х классов ответили следующим образом:
- Фото- видеоклуб (видеосъемка, создание видеороликов, фотография) – 13%;
- Интеллект-клуб (помощь в изучении предметов школьной программы, вызывающих затруднения)- 26%;
- Арт-клуб (художественное творчество: живопись, графика; декоративно-прикладное творчество: бисероплетение, поделки из бросового материала и т.д.) – 28%;
- Анимеклуб (рисование фан-артов (персонажей), написание фанфиков и сценариев (комиксов) и т.д.) – 16%
- Dance Club (хореография, постановка танцев)- 17%.
Итак, мы сделали вывод, что в школе будут востребованы 5 клубов по интересам.
Наставляемые из числа учащихся 5-х классов готовы посещать школьный клуб по интересам в среднем 2-3 раза в неделю во внеурочное время.
В целях привлечения учащихся в эти клубы, а также ознакомления родителей учеников с намеченными планами по созданию школьных клубов по интересам, Дарья разработала флаеры, которые были использованы в дальнейшей работе наставников.
Результаты наших исследований доказали, что внедрение формы наставничества «ученик – ученик» в нашей школе будет востребованным.
Сейчас у нас успешно работают 5 клубов по интересам. Численность наставников – 36 человек из числа учащихся 8-10 классов, наставляемых – 84 человека. Продукты деятельности на лицо. Дети под руководством наставников сами ставят танцы для праздничных концертов, создают видеоролики к тематическим мероприятиям, рисуют плакаты, объясняют друг другу сложные темы по предметам, учат создавать презентации, грамотно оформлять исследовательские работы и проекты и т.д.
Результатами успешной реализации формы наставничества «ученик – ученик» являются:
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри школы;
численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов;
снижение числа подростков, состоящих на учете в КДН и внутришкольном учете;
снижение числа жалоб от родителей и учителей, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри класса и школы.
Наставничество - это добровольный вид деятельности. Но самое главное условие – наставник должен иметь большое желание помогать своим товарищам.
Все мы хорошо понимаем, что дело будет спориться, если у участников деятельности есть желание этим заниматься. Наставник в модели «ученик-ученик» не назначается педагогом, а неформально выбирается группой обучающихся.
Спасибо за внимание!
|