Выступление на городском методическом объединении учителей истории и обществознания О.Ю.Кузнецовой
01.12.2022, 20:26

      САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

      Главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как преподавателя, сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.

           Современный урок – это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося. Никто не станет отрицать тот факт, что сегодня возрос объем изучаемой информации. В связи с чем возникает закономерный вопрос: способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем?

          Кто-то все усваивает и делает на уроке быстро, а кто-то медлителен. Кому-то достаточно знаний, которые дает учебник, а кому-то требуется дополнительный материал. И, наконец, стало очевидно, что:

  1. У большинства детей потерян интерес к учебе;
  2. Наблюдается познавательная пассивность;
  3. Дети плохо читают, запоминают;
  4. Их внимание не устойчиво;
  5. Низок уровень самостоятельности мышления;
  6. Не достаточно развиты творческие способности;
  7. Снижается грамотность и культура речи учащихся.

          Мой опыт направлен на преодоление этих затруднений и поиск путей повышения эффективности обучения. Одним из основных способов реализации поставленных задач является организация самостоятельной работы обучающихся. Свои уроки я строю так, чтобы каждому ребенку было интересно учиться, чтобы как можно полнее раскрывались его творческие способности, умственный потенциал. Поэтому я и обратилась к теме: «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». А слова К. Д. Ушинского, - «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению», - стали для меня девизом. Под самостоятельной работой понимается один из видов деятельности учащихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки вне аудиторных занятий. Самостоятельная работа, на мой взгляд, позволяет:

  1.  Вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и   уровня подготовки учащихся;
  2. Осуществлять переход от простых знаний к более сложным;
  3.  Развивать мышление и творческие способности каждого учащегося;
  4. Овладеть определенными познавательными умениями и навыками.

         При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

  1. По    форме    задания  (на    узнавание,    на    воспроизведение,    на преобразование, на выбор и творческие);
  2. По   оформлению   ответов (устно   и   письменно,   схематически   и практически);
  3. По месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
  4. По месту выполнения (на уроке, вне урока);
  5. По охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся).

         Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

По новым образовательным стандартам самостоятельной работе уделяется большое внимание. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
  2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
  3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
  4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
  5. Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
  6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый учащийся выполняет особое задание).
  7. Осознание учащимися результатов своих достижений.

Организация самостоятельной  работы учащихся  проводится с целью:

  1. Систематизации  и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  2. Углубления и расширения теоретических знаний;
  3. Формирования общих компетенций.

  Выделяют два вида самостоятельной работы:

  1. аудиторная;
  2. внеаудиторная.

         Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторной работы: посещение лекций, семинаров; выполнение лабораторных работ и практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций; сдача зачетов и экзаменов и др.

         Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы могут быть:

  1. для    овладения    знаниями: чтение    текста    (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение  структуры  текста;  конспектирование  текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными   документами;   учебно   -   исследовательская   работа; использование аудио- и видеозаписей,  компьютерной техники и Интернета и др.;

2. для  закрепления  и систематизации знаний:  работа с конспектом (обработка   текста);  составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для    систематизации   учебного   материала;   изучение   нормативных материалов;  ответы на контрольные  вопросы;  аналитическая  обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.);  подготовка сообщений к выступлению на семинаре,  конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций, составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

       Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы,  их содержание и характер могут  иметь  вариативный  и  дифференцированный характер,  учитывать  специфику  специальности,  изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы  и при необходимости преподаватель может проводить консультации.

       Контроль  результатов  внеаудиторной  самостоятельной работы обучающихся может осуществляться  в  пределах  времени,  отведенного  на обязательные   учебные   занятия   по   дисциплине   и   внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся  по  дисциплине или модулю,  может  проходить  в письменной,  устной или смешанной форме,  с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.  В   качестве   форм   и   методов   контроля   внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося могут быть использованы  семинарские занятия,  зачеты,  тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

 Критериями  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

  1. Уровень освоения обучающимся учебного материала;
  2. Умение   обучающегося  использовать   теоретические   знания   при выполнении практических задач;
  3. Сформированность общих компетенций;
  4. Обоснованность и четкость изложения ответа;
  5. Оформление материала в соответствии с требованиями;
  6. Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности учащихся

 Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует необходимые учебные  умения, такие как:

  1.  Конспектировать;  
  2.  Составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;
  3.  Писать доклады, рефераты;
  4.  Решать творческие задачи;
  5.  Анализировать,  сопоставлять, делать выводы;
  6.  Давать собственную оценку фактам;
  7.  Стройно излагать свои мысли.

 К тому же,  самостоятельная работа  является основой большинства современных  педагогических технологий и способствует процессу активизации  обучения.  Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность учащихся.

Цель обучения – научить обходиться без учителя.(ЭлбертХаббард)

Категория: Для учителей | Добавил: школа
Просмотров: 26 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]