Т.К.Губанова
МБОУ СШ №21 г.Волгодонска
учитель географии
Традиционная классно-урочная система и внедрение новых педагогических технологий в процессе обучения в условиях перехода на новые ФГОС
Урок как форма организации учебной деятельности существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. До 50-ых годов 20 века урок представлял феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60 годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики постоянно работают над совершенствованием современного урока. Известны даже радикальные теории в области дидактики: быть уроку в школе или не быть. Среди научных оппонентов известны сторонники альтернативных форм обучения, полностью отрицающих урочную систему.
Но только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.
За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч уроков. Уроку отводится не менее 98 % учебного времени.
Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвящена каждая четвертая книга или брошюра по дидактике.
На сегодняшнем этапе развития образования никакая опытно-экспериментальная работа не позволяет совсем отказаться от классно-урочной системы как основы организации процесса обучения. Однако классно-урочная система как оплот традиции в сегодняшней образовательной системе выполняет роль своеобразной платформы для разработки, апробирования и внедрения в процесс обучения педагогических инноваций.
В настоящее время ведущим направлением в развитии сферы образования становится информатизация и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий. Создаются электронные учебники и интерактивные учебные программы, разрабатываются автоматизированные системы обучения, в помощь учителю создаются целые комплексы электронных образовательных ресурсов, организуются виртуальные экскурсии, создаются электронные библиотеки. Уже ни у кого не возникает сомнения, что использование возможностей интернета существенно повышает эффективность образовательного процесса.
Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Новации перерастают в инновации, традиции не сдают позиции. Как быть учителю в такой ситуации?
Современная педагогическая наука и передовая школьная практика (не без определённых разногласий) определяет целый ряд новых педагогических технологий, служащих не уничтожению, а усовершенствованию традиционных подходов к обучению.
Можно определить два основных подхода:
1. Использование инноваций в рамках традиционного урока.
2. Внедрение нестандартных форм организации процесса обучения как альтернативы традиционному уроку.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала традиционной школы, смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание. Радикальные изменения происходят в
- методах обучения (с объяснительного на деятельностный),
- изменении оценки результатов обучения (оценка не только предметных Знаний-Умений-Навыков, но и метапредметных и личностных результатов),
- изменении системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся),
Главной особенностью инноваций в рамках традиционного урока является её использование в развивающих целях и для обеспечения оптимальности выполнения целей урока.
Современная модель процесса обучения должна быть также приспособлена к решению разнообразных учебно-воспитательных задач, в том числе:
• самостоятельное приобретение учащимися определенных знаний и умений путем как индивидуальной, так и коллективной работы;
• приобретение учащимися знаний путем непосредственного познания. Например, в результате наблюдений, экспериментов, бесед и т. д., при одновременном предоставлении им условий и средств, обеспечивающих обогащение уже имеющихся знаний и умений с помощью косвенного познания;
• частое и систематическое осуществление учащимися контроля и оценки результатов собственной учебы, с одновременным включением этих действий в организованную школой систему контроля и оценки конечных результатов учебной работы и т. п.
Каждый учитель осознает новые тенденции в преподавании предмета в условиях внедрения ФГОС. Особое внимание следует обратить на диагностику учебных достижений учащихся и применение технологий системно - деятельностного подхода на уроках.
Таким образом, принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.
В чем же новизна современного урока в условиях введения новых ФГОС?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
|