Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 16.07.2024, 06:10

Официальный сайт школы №21 г.Волгодонска

С 1 апреля открывается запись в 1-й класс на 2024-2025 уч.г.  Подробнее


Версия сайта для слабовидящих
Меню сайта
Разное
Телефон доверия
Дневник
Пушкинская карта
#ЖивуНаДону
ДонМолодой
Витрина закупок
Помощь
Наш опрос
Удовлетворены ли Вы графиком работы организации?
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 170
Гостей: 170
Пользователей: 0

Каталог файлов


Выступление на городском методическом объединении учителей биологии и химии Е.А. Ковалевой
[ Скачать с сервера (2.40 Mb) ]29.11.2021, 15:05

Опыт внеурочной деятельности по химии.

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человека. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку?

Внеурочная работа - единственная и оптимальная форма организации досуга учащихся. Проблема организации свободного от уроков времени является одной из актуальных в современной педагогике, дидактике и частной методике. Правонарушения подростков, увлечение алкоголем, наркомания среди учащихся - это следствие не только низкой их обученности и воспитанности, но и также плохой организации их свободного времени. Внеурочная работа по химии должна сыграть лидирующую роль в решении проблемы организации свободного времени учащейся молодежи.

Термин "внеурочная работа" более точно характеризует ее сущность, чем название "внеклассная работа". Суть не в том, что образовательная работа осуществляется вне класса, школы, а в том, что внеурочная работа - это образовательная (обучающе-воспитательно-развивающая) работа с учащимися, организуемая учителем с учетом их интересов во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной нормативной государственной программы, вне обычных урочных и факультативных занятий.

При отборе содержания внеурочной работы по химии, необходимо руководствоваться основными критериями. К ним относятся:

* Достижение целей и задач химического образования.

* Реализация функций внеурочной работы.

* Учет социально-экономических особенностей региона.

* Развитие интересов, склонностей, потребностей учащихся и преподавателя химии.

В качестве о с н о в н ы х  н а п р а в л е н и й в реализации содержания внеурочной работы рекомендуется следующее:

Þ Изучение работ и биографий выдающихся химиков мира.

Þ Работа с научно-популярной, химической и специальной литературой.

Þ Изучение вопросов истории и достижений химической науки, химической промышленности в нашей стране.

Þ Углубленное изучение программного материала по химии.

Þ Изучение внепрограммного материала (агрохимии, электрохимии, химии космоса, земли, морей, океанов, биосферы, атмосферы, плодов, овощей, минералов и т.п.).

Þ Химическое экспериментирование (изучение лабораторной техники, основ химического анализа, препаративной химии и др.) и связанная с ним исследовательская работа.

Þ Общественно полезная деятельность (оснащение химического кабинета стендами, приборами, наглядными пособиями).

Þ Конструирование, химико-техническое моделирование и другие виды творчества.

Þ Составление и решение химических задач, использование средств информационной технологии, ЭВМ.

Þ Краеведческая и страноведческая работа (экскурсии на заводы, выставки, природу, лаборатории и музеи).

Þ Организация и проведение массовых мероприятий по химии.

Þ Воспитание через предмет (экологическое, этическое, гуманистическое, эстетическое, экономическое и др.).

В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.  Экзамены по выбору по химии  в формате  ОГЭ и ЕГЭ становятся всё более  востребованным. Для этого необходима качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации. В связи с чем необходимо проводить наряду с урочной деятельностью, внеурочные занятия.

Во внеурочной деятельности я организую консультации с учащимися 9 и 11-х классов, на которых происходит формирование навыков необходимых для успешной сдачи единого государственного экзамена. Ученики подразделяются на группы по уровню знаний.

На занятия более слабых учеников могут приходить все желающие, там разбираются задания из первой части, на занятиях более продвинутых учеников, разбираются задания второй части. Школьники знакомятся с особенностями выполнения различных типов заданий ЕГЭ и ОГЭ. Прежде всего, это задания с выбором одного правильного ответа, задания с выбором нескольких правильных ответов, задания на установление соответствий и задания на установление правильной последовательности. Отрабатываются решения типовых заданий, так как чем больше они решат заданий ЕГЭ и ОГЭ прошлых лет, тем больше у них будет опыт, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей на экзамене. Осуществляется переход от простых типовых заданий к заданиям второй части. Эта работа дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Уделяется внимание заданиям, которые вызывают наибольшее затруднение, обычно это задания второй части теста. Для этого анализируются работы, написанные учащимися, выделяются задания, вызвавшие затруднение их выполнения, затем для закрепления знаний и навыков выполняются аналогичные задания (по теме и типу). Кроме того, в целях исключения ошибок в ответах, обращается внимание на необходимость внимательно читать поставленный вопрос, понимать его формулировки и точно давать на него ответы.

Ещё одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе являются Всероссийские проверочные работы (ВПР).

Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Важно помнить и говорить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Они позволяют определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение учебного года.

В оценке качества образования заинтересованы все: государство, общество, образовательные учреждения, учителя, ученики и их родители. У каждой из сторон свои потребности и свои способы использования полученных в результате такой оценки данных – от планирования индивидуальной работы с каждым школьником до анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития, повышения квалификации учителей в масштабах школы, региона и всей страны.

 Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это контрольные работы по различным предметам, проводимые для школьников всей страны. ВПР могут проводиться в начале и в конце учебного года.  

Структура заданий  по химии зарекомендовала себя как эффективная, способная адекватно оценить образовательные достижения выпускников, дифференцировать участников с разным уровнем подготовки.

 Однако, следует обратить внимание на одну из основных причин, приводящих к снижению образовательных результатов независимой оценки качества образования по химии: недостатке учебного времени на изучение предмета для большинства учащихся.

На занятиях внеурочной деятельности я уделяю время разбору заданий из ВПР и в форме ВПР.

Рекомендации по подготовке к ВПР

1. Необходимо провести анализ типичных ошибок и затруднений, выявленных по результатам ВПР прошлого года. Необходимо также воспользоваться результатами анализа на уровне региона, области, страны.

2. При обучении школьников приёмам работ с различными типами контролирующих заданий (с кратким ответом и развёрнутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнения любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий.

3. Одним из направлений, способствующих повышению качества химических знаний, является обучение школьников работе с текстовой информацией. В качестве материала для отработки умений можно использовать текст учебника или специально подготовленный текст химического содержания с предлагаемыми вопросами, на которые нужно найти ответ.

4. При проведении различных форм контроля более широко использовать задания разного типа, направленные на проверку химических свойств веществ и предусматривающих анализ данных, их отбор с учётом сформулированных вопросов и заданий, включающих описание результатов химических экспериментов. При этом важно научить проговаривать или записывать алгоритм действий, что обеспечивает систему в решении задач разного уровня сложности.

5. Ознакомить учащихся с критериями оценивания, для того, чтобы сформировать умение правильно и адекватно оценивать себя. И, в дальнейшем, у учащихся не возникнет вопросов такого характера: «А почему у меня «3», а у соседа по парте «4»»? Система формирующего обучения или оценивания формирует у ребенка понимание того, почему он в той или иной теме более или менее успешен. И что нужно ему сделать для того, чтобы он был более успешен.

Но это наблюдается только в системе. И поэтому начинать подготовку нужно не за месяц до начала проведения ВПР, а с начала учебного года планомерно показывая связь темы урока и темы внеурочной деятельности с заданиями ВПР. Тогда будет эффективный результат и не придётся специально натаскивать учащихся. Сначала нужно ознакомить учащихся с базовыми заданиями. Это задания, с которыми учащийся должен справиться на 100%.

В ВПР задания направлены на формирование предметных и метапредметных результатов через формирование универсальных учебных действий. Если грубо натаскивать учащихся к ВПР по демоверсиям, а не отрабатывать у них умения и навыки систематически на своих уроках, на внеурочной деятельности, то на ВПР даже небольшое изменение содержания условия задания может привести к неудовлетворительному результату.

Подводя итог, результатом освоения курса внеурочной деятельности можно считать овладение различными способами интегрирования информации, освоение умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, умения строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, формирование бережного и осознанного отношения к природе, применение знаний на практике, умение вести практические работы на приусадебных участках, дачах, пришкольном дворе, умение ориентироваться при выборе продуктов и бытовой химии. Организованная таким образом познавательная деятельность не заканчивается за дверью кабинета химии. Она продолжается дома, на прогулке, на тренировке... Занятия внеурочной деятельности активизируют познавательную активность и стимулируют развитие интереса школьников.

 

 

 

 

Категория: Для учителей | Добавил: школа
Просмотров: 250 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Всё для Победы!
Сведения об ОО
ПОС
2023
Запись в 1-й класс
Горячее питание
ГИА
Правовая информаци
ГОСУСЛУГИ
Сайты
Друзья сайта
Версия сайта для слабовидящих

Copyright a-ha © 2024